Любой автолюбитель сталкивался с явлением, когда аккумулятор пролежав некоторое время без дела перестает отдавать свою номинальную емкость, крутит стартер пол секунды, затем задыхается, но напряжение на нем нормальное – 12 вольт.
Скачать инструкцию пользование десульфатором
С этим может столкнуться каждый, но почему это происходит. Автомобильный аккумулятор состоит из свинцовых пластин, находящихся в растворе электролита – в данном случае электролитом является серная кислота.
Содержание:
- Как использовать устройство
- Подключение десульфатора
- Как работает десульфатор
- Компоненты десульфатора
- Автономный десульфатор (без БП)
Десульфатор для автомобильного аккумулятора
Процесс заряда и разряда аккумулятора не что иное как окислительно-восстановительный процесс, протекает химическая реакция, в ходе которой свинцовая пластина вступает в реакцию с оксидами на соседней пластине. В ходе этой реакции образуются сульфаты, которыми впоследствии обрастают пластины. Сульфаты препятствуют течению тока, поскольку является плохим проводником и со временем аккумулятор теряет емкость и увеличивается внутреннее сопротивление и не способен отдавать большой ток для работы стартера.
Если ваш аккумулятор заряжается и разряжается быстрее, чем раньше, не имея при этом механических повреждений, скорее всего он вышел из строя именно из-за сульфатации пластин.
Устройство (десульфатор) создает короткие импульсы высокой амплитуды и частоты. Импульс десульфатации длится определенное время, затем пауза, затем снова импульс. Такие ударные процессы разрушают слой сульфата, на практике не все аккумуляторы удается восстановить из-за конструктивных особенностей последних. По статистике, около 80-85% старых аккумуляторов подлежат восстановлению, если причиной нетрудоспособности является сульфатация, а не обрыв свинцовых пластин или другое механическое повреждение.
Внимание! Не подключайте устройство к несульфатированным и новым батареям, состояние их не улучшится и даже может ухудшиться, поскольку может привести к осыпанию активной массы.
Как использовать устройство?
Данный вариант является зарядно-десульфатирующим устройством, обычный десульфатор питается от десульфатируемого аккумулятора и постепенно разряжает его, в этом случае устройство заряжает аккумулятор короткими всплесками высокого напряжения высокой частоты.
Устройство разработано для десульфатации аккумуляторов малой емкости до 30Ач, более мощные модификации прибора можно использовать для десульфатации аккумуляторов до 450Аг.
Рекомендуется использовать устройство для десульфатации как дополнительное средство по уходу за аккумулятором, а не как замену регулярного обслуживания и зарядки.
Подключение десульфатора к аккумулятору:
- До выхода устройства, соблюдая полярность, подключить аккумулятор, который необходимо восстановить.
- На БП установить минимальное выходное напряжение или минимальный ток на зарядном устройстве.
- Зарядное устройство (без обратной связи) или регулируемый источник питания с напряжением от 10 до 16-18 Вольт, и током не менее 3-5А (для 12В АКБ), подключить на вход десульфатора, желательно использовать БП с регулировкой ограничения по току.
- Медленно повышая напряжение установить ток потребления прибора согласно мощностиподключенного АКБ.
- Следить за напряжением на клеммах аккумулятора.
Прибор работает в звуковом диапазоне - 1кГц, будет слышен слабый свист, силовые компоненты схемы будут нагреваться.
- Ток на входе устройства более 2А, для АКБ до 65Аг может быть фатальным, так как обмазка и сульфаты могут отпадать и забивать пространство между пластинами, что приведет к деформации и замыканию пластин.
- Сила тока выходного импульса регулируется входным напряжением.
- Малыми токами до 2-х Ампер,¦происходит растворение сульфатов, и их переход в электролит.
- До начала десульфатации АКБ более 100Аг желательно подзарядить до напряжения 11.8 - 12 Вольт.
- Для АКБ 75 - 100Ач, ток на входе устройства необходимо ограничить до 2 - 2.5 Ампер, и следить за напряжением на клеммах, первый цикл десульфатации желательно начать с малого тока - до 1 А.
- Для АКБ 12 - 30Ач, ток на входе устройства необходимо ограничить до 0.5 - 1А, и следить за напряжением на аккумуляторе.
- Желательно следить за импульсным вольтметром (при наличии), и не превышать пиковое напряжение - 30 Вольт.
- Не допускать кипения GEL и AGM акб, не превышать максимально допустимое напряжение на клеммах аккумулятора.
- Наилучший результат, для АКБ 60 - 110 Ач, наблюдается при зарядке АКБ через десульфатор током 0.5 - 1.2 А, для АКБ 120 - 200 Аг : 1.2 - 2.2 А , до поднятия напряжения до 14.4 - 15 В следующей разрядке, через 10-15 часов отстаивания, лампой или разрядным десульфатором, до напряжения 11.8 – 12 В, с повтором цикла "заряд-разряд" несколько раз.
- Десульфатация работает только в определенных случаях, если вы долго хранили АКБ, она разрядилась и долго стояла разряженной, тогда у вас есть все шансы оживить ее импульсами. Если же у вас старая АКБ, которая долго перетерпела перезаряд, то шансов мало.
- Избегайте переполюсов при подключении к АКБ. Избегайте замыкания выходных клемм. Включайте прибор после подключения к АКБ.
- Внимание! Если устройство не имеет защиты (предохранитель на клеммах) от переполюсовки подключения к АКБ, при некорректном подключении устройство выйдет из строя.
- Не оставляйте работающий прибор без нагрузки, высоковольтный импульс, который генерирует десульфатор, будет разряжаться на транзистор, что приведет к его перегреву и пробою.
- При работе устройства желательно контролировать напряжение непосредственно на клеммах АКБ и не превышать рекомендованное производителем АКБ.
- Проволоки для подключения к АКБ должны быть длиной не более 25-30см, и сечением жил не менее 1.5мм2 для АКБ до 70-100Аг и от 2.5мм< sup>2 для АКБ более 100 Ач.
Напряжение на входе 12-вольтовой версии устройства более 18 Вольт может привести к повреждению электронных компонентов устройства, и выходу десульфатора из строя, рекомендованное напряжение при котором безопасно оставлять устройство подключенным к АКБ на длительное время, не более 12.6В. Ток в импульсе на выходе устройства может быть в 10 раз выше ток потребления.
Восстановление или десульфатация кислотно-свинцового аккумулятора имеет смысл, если АКБ не более 3-4 лет и остаточная емкость не менее 30-50%, при условии не жесткой эксплуатации - не было перезарядов или глубоких разрядов, банки цели с неповрежденной активной массой и одинаково засульфатированы, когда имеем дело с сульфатацией среднего степени.
Избегайте поражений электрическим током, не прикасайтесь к контактам рабочего устройства, напряжение на выходе до 120В
Как работает схема?
Напряжение из зарядного устройства через предохранитель и диод поступает на схему десульфатора. Для маломощной части схемы питания подается через ограничивающий ток резистор, затем сглаживается небольшим электролитическим конденсатором.
На микросхеме NE555 собран генератор прямоугольных импульсов, частота этих импульсов около 1кГц. Коэффициент заполнения около 90%. Микросхема CD4049 инвертируети усиливает этот сигнал, превращая его в импульсы с заполнением около 10%. С выхода инверторов импульсы поступают на затвор полевого транзистора VT1. Открываясь, он запирает дроссель на массу питания, в дросселе накапливается энергия, когда транзистор закрывается, цепь разрывается, за счет явления самоиндукции, свойственное индуктивным нагрузкам, дроссель отдает накопленную энергию. Это кратковременный всплеск напряжения с высокой амплитудой от 60 до 120 вольт и около 40 ампер или более в течение примерно 10 – 20 микросекунд, причем напряжение самоиндукции в разы выше напряжения питания. Всплеск напряжения выпрямляется и подается на аккумулятор.
Процесс происходит более тысячи раз в секунду, то есть на аккумулятор подаются кратковременные импульсы высокого напряжения с высокой частотой, именно это и разрушает сульфатную пленку и растворяет сульфаты в электролите.
В схеме задействован предохранитель и еще один выпрямительный диод. Предохранитель защитит десульфатор при случайных коротких замыканиях на выходе, а диод выполняет несколько функций – во-первых защищает схему если вы случайно ее подключите к зарядному устройству неправильно и во-вторых защищает зарядное устройство от возможных импульсных помех и всплесков напряжения, образующихся на плате десульфатора.
О компонентах
Полевой транзистор IRF3205 или другие N-канальные с напряжением от 60 до 200 вольт и током от 30 Ампер, транзистор нужно установить на небольшой радиатор.Дроссель имеет индуктивность 200-250 микрогенри, намотанный на кольце из порошкового железа.Конденсатор нужен с низким внутренним сопротивлением, так как схема генератора фактически питается от данного конденсатора, а значит он будет постоянно накапливать и отдавать энергию, и будет слегка нагреваться.Диоды должны быть с током в 5-10 Ампер, можно обычные, но желательно импульсные диоды.
На зарядном нужно выставить ток не более двух ампер (для базовой модификации устройства), иначе сгорит предохранитель на плате десульфатора. Кто-то скажет – 2 ампера зарядного тока это мало, но не забываем, что у нас в большей степени не зарядка, а десульфатация.
В холостую прибор потребляет от источника питания ток до 150мА. Его можно подключить к любому зарядному устройству или БП с напряжением 12-15 Вольт и ограничить ток на уровне 2-х ампер. Ограничение можно сделать мощным резистором или лампочкой накаливания соответствующей мощности, подключенной к разрыву плюса питания.
При нормальной эксплуатации устройство безопасно для пользователя и не требует специального технического обслуживания.
Десульфатор без БЖ
Для автономного десульфатора просто подсоедините красный провод к плюсовой клемме АКБ, а черный к минусу.
Внимание! Нельзя надолго (более 2-3 суток) подключать автономный десульфатор к АКБ без заряда аккумулятора. Необходимо чередовать заряд АКБ от зарядного устройства с периодами работы десульфатора, при этом необходимо поддерживать аккумулятор почти в заряженном состоянии.
При значительной сульфатации пластин АКБ вероятность восстановления автономным десульфатором очень мала.
Автономный десульфатор потребляет от АКБ ток 0.3 - 1А, в зависимости от степени зарядки батареи, притом большую часть энергии возвращает обратно к АКБ.
Сколько должен длиться процесс десульфатации - автор этой схемы говорит, что в течение 2-х недель регулярной зарядки вполне можно восстановить сульфатированный аккумулятор.